1)Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. 2) Если вы будете долго...

Тематика Русский язык
Уровень 5 - 9 классы
природа вечер речка звуки камыши ночь стол тишина звуки голоса шепот птенцы пол ежи полезные животные насекомые мыши зима спячка берлога снег
0

1)Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. 2) Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. ​3)Однажды ночью сидел я за письменным столом. 4) Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. 5) Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. 6) Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. 7) Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. 8) Потом я догадался, что слышал возню ежей. 9) Ежи — полезные зверюшки. 10) Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. 11) На зиму ежи засыпают. 12) Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (По И. Соколову-Микитову) Задания.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Какова основная мысль текста?
  3. Укажите средство связи предложений 5 и 6.
  4. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
  5. Выпишите из текста группами по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов (словосочетания)
  6. Выпишите по 2 глагола в форме настоящего и прошедшего времени и будущего времени. Определите наклонение.
  7. Образуйте от выписанных в задании 6 глаголов форму условного наклонения. Как пишется частица бы с глаголами?
  8. Найдите в тексте глаголы, употреблённые в форме повелительного наклонения. Объясните их правописание.
  9. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а к каком – на –ите и –ете? Приведите примеры из текста.
  10. Выпишите из последнего абзаца все глаголы, определите их вид и спряжение.
  11. Выпишите глагол с суффиксом –ыва- Объясните его правописание.
  12. Выполните синтаксический разбор предложения 12.
  13. Подберите синонимы к словам: доноситься, радоваться.
  14. Поставьте ударение в словах: премирует, звонят, формировать, баловать.
  15. Определите значение фразеологизмов: куры не клюют, за тридевять земель, во весь дух, съесть собаку, стреляный воробей.

avatar
задан 3 месяца назад

2 Ответа

0

  1. Озаглавьте текст: "Ночной шепот ежей".
  2. Основная мысль текста: описано ночное наблюдение за ежами, их полезность и особенности поведения.
  3. Средство связи предложений 5 и 6: пояснительное предложение.
  4. Разноспрягаемые глаголы: услышать, раздались, овладело, догадался. Они так называются, потому что они изменяют свою форму по лицам и числам.
  5. Примеры переходных глаголов: услышать звуки, раздались голоса. Примеры непереходных глаголов: была тихая, преспокойно спят.
  6. Глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени: услышать - услышал - услышу, раздались - раздались - раздадут. Наклонение - изъявительное.
  7. Форма условного наклонения: услышал бы, раздались бы.
  8. Глаголы в повелительном наклонении: бросьте, выйдите. Правописание оправдано интонацией.
  9. Глаголы, оканчивающиеся на –ите: берлоги, спят. Глаголы, оканчивающиеся на –ите и –ете: причиняют, боятся.
  10. Глаголы последнего абзаца: засыпают (несовершенный вид, 3 лицо, мн. число), прикрывают (несовершенный вид, 3 лицо, мн. число), пишется (совершенный вид, 3 лицо, ед. число).
  11. Глагол с суффиксом –ыва-: преспокойно. Правописание обусловлено производным словообразованием.
  12. Синтаксический разбор предложения 12: Они преспокойно спят в них всю зиму. Подлежащее - они, сказуемое - спят, дополнение - в них, обстоятельство - всю зиму.
  13. Синонимы: доноситься - слышаться, радоваться - веселиться.
  14. Ударение в словах: премирует, звонят, формировать, баловать.
  15. Значение фразеологизмов: куры не клюют - ничего не происходит, за тридевять земель - очень далеко, во весь дух - с большим удовольствием, съесть собаку - очень голодный, стреляный воробей - неудачник.

avatar
ответил 3 месяца назад
0

  1. Озаглавьте текст.

Предлагаю заглавие: "Ночные звуки и их обитатели".

  1. Какова основная мысль текста?

Основная мысль текста заключается в том, что природа полна тайн и звуков, которые могут казаться пугающими или загадочными, но при внимательном наблюдении можно понять их происхождение и узнать много интересного о жизни лесных обитателей, таких как ежи.

  1. Укажите средство связи предложений 5 и 6.

Средством связи между предложениями 5 и 6 является местоимение "они", которое указывает на тех, кто издавал негромкие голоса из-под пола.

  1. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

Разноспрягаемые глаголы: "бежать", "хотеть". Они так называются потому, что их спряжение включает формы, характерные для разных спряжений. Например, "бежать" в 1 лице единственного числа: "бегу", а в 3 лице единственного числа: "бежит".

  1. Выпишите из текста группами по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов (словосочетания).

Переходные глаголы:

  • "услышите шорохи"
  • "уничтожают насекомых"

Непереходные глаголы:

  • "сидел за столом"
  • "засыпают на зиму"
  1. Выпишите по 2 глагола в форме настоящего и прошедшего времени и будущего времени. Определите наклонение.

Настоящее время (изъявительное наклонение):

  • "доносились"
  • "пробудились"

Прошедшее время (изъявительное наклонение):

  • "сидел"
  • "догадался"

Будущее время (изъявительное наклонение):

  • "будете прислушиваться"
  • "засыпают"
  1. Образуйте от выписанных в задании 6 глаголов форму условного наклонения. Как пишется частица бы с глаголами?
  • "доносились" - "доносились бы"
  • "пробудились" - "пробудились бы"
  • "сидел" - "сидел бы"
  • "догадался" - "догадался бы"
  • "будете прислушиваться" - "прислушивались бы"
  • "засыпают" - "засыпали бы"

Частица "бы" пишется раздельно с глаголами.

  1. Найдите в тексте глаголы, употреблённые в форме повелительного наклонения. Объясните их правописание.

Глаголы в форме повелительного наклонения:

  • "Бросьте" (буква "ь" перед суффиксом "те" указывает на мягкость предыдущего согласного)
  • "выйдите" (окончание "те" указывает на множественное число и форму повелительного наклонения)
  1. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а в каком – на –ите и –ете? Приведите примеры из текста.

Глаголы в повелительном наклонении оканчиваются на –ите (например, "бросьте", "выйдите"). Глаголы в изъявительном наклонении могут оканчиваться как на –ите, так и на –ете (например, "сидите", "спите").

  1. Выпишите из последнего абзаца все глаголы, определите их вид и спряжение.

Глаголы из последнего абзаца:

  • "засыпают" (несовершенный вид, 1-е спряжение)
  • "прикрывают" (несовершенный вид, 1-е спряжение)
  • "спят" (несовершенный вид, 2-е спряжение)
  1. Выпишите глагол с суффиксом –ыва-. Объясните его правописание.

Глагол с суффиксом –ыва-: "прикрывают". Суффикс –ыва- пишется, если глагол образован от основы, оканчивающейся на согласную, и в инфинитиве имеет суффикс –ывать (например, "прикрывать").

  1. Выполните синтаксический разбор предложения 12.

"Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму."

Разбор:

  • Подлежащее: "берлоги", "они".
  • Сказуемое: "прикрывают", "спят".
  • Дополнение: "их", "в них".
  • Обстоятельства: "снежные сугробы", "преспокойно", "всю зиму".
  1. Подберите синонимы к словам: доноситься, радоваться.
  • Доноситься: звучать, слышаться.
  • Радоваться: ликовать, веселиться.
  1. Поставьте ударение в словах: премирует, звонят, формировать, баловать.
  • премиру́ет
  • звоня́т
  • формирова́ть
  • балова́ть
  1. Определите значение фразеологизмов: куры не клюют, за тридевять земель, во весь дух, съесть собаку, стреляный воробей.
  • Куры не клюют: очень много чего-либо.
  • За тридевять земель: очень далеко.
  • Во весь дух: очень быстро.
  • Съесть собаку: набраться большого опыта в каком-либо деле.
  • Стреляный воробей: опытный, искушённый человек.

avatar
ответил 3 месяца назад

Ваш ответ

Вопросы по теме