- Контрольный тест
1) Какое утверждение является неверным?
А. Предлоги служат для связи частей сложного предложения.
Это утверждение неверно. Предлоги используются для связи слов в предложении, но не для связи частей сложного предложения. Части сложного предложения связываются с помощью союзов.
Б. Составные предлоги состоят из трёх слов.
Это утверждение может быть верным, но не всегда. Составные предлоги могут состоять из двух и более слов, например, "в течение", "в связи с".
В. Предлоги при, над, без непроизводные.
Это утверждение верно. Эти предлоги действительно являются непроизводными, то есть их нельзя разделить на более простые части.
Г. Предлоги могут выражать причинные, временные и другие отношения.
Это утверждение верно. Предлоги действительно могут выражать различные отношения, такие как причинные, временные, пространственные и другие.
2) Укажите строку с грамматической ошибкой.
А. По приезде из командировки;
Б. По окончании техникума;
В. По предъявлению паспорта;
Г. По завершении строительства.
Ошибки нет. Все фразы правильны с точки зрения грамматики. Все они используют форму предложного падежа после предлога "по".
3) Пишется И:
А. В течени… реки видны изменения;
Правильно: В течении реки видны изменения.
Б. в продолжени… фильма есть новые герои.
Правильно: В продолжении фильма есть новые герои.
В. Впоследстви… я часто вспоминал этот путь.
Правильно: Впоследствии я часто вспоминал этот путь.
Г. В течени… месяца ничего не изменилось.
Правильно: В течение месяца ничего не изменилось.
4) Пишется раздельно:
А. Туристы, (не) смотря на дождь, продолжали маршрут.
Правильно: Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.
Б. Мы бежали (на) встречу брызгам волн.
Правильно: Мы бежали навстречу брызгам волн.
В. Я пойду тебе (на) встречу;
Правильно: Я пойду тебе навстречу.
Г. (На) встречу с ним я не надеялся
Правильно: На встречу с ним я не надеялся.
- Работа с текстом
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
(В) течение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алёшей. Все уроки знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли не дивиться чрезвычайным его успехам. Алеша внутренне стыдился этих похвал. Ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как вовсе того не заслуживал.
(В) течение этого времени Чернушка к нему не являлась, несмотря на то что Алёша, особенно в первые недели после получения конопляного семечка, не пропускал почти ни одного дня без того, чтобы её не звать. Сначала он очень о том горевал, но потом успокоился, думая, вероятно, что она занята важными делами. Впоследствии же похвалы, которыми его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал.
- Озаглавьте текст.
Возможный заголовок: "Алёша и его внутренние переживания".
- Определите тип и стиль текста.
Тип текста: повествовательный.
Стиль текста: художественный.
- Выполните синтаксический разбор подчёркнутого предложения.
Подчеркнутое предложение: "Все уроки знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли не дивиться чрезвычайным его успехам."
Синтаксический разбор:
- "Все уроки знал он совершенно" — простое предложение, где "он" — подлежащее, "знал" — сказуемое, "все уроки" — дополнение, "совершенно" — обстоятельство.
- "все переводы с одного языка на другой были без ошибок" — простое предложение, где "переводы" — подлежащее, "были" — сказуемое, "все переводы с одного языка на другой" — дополнение, "без ошибок" — обстоятельство.
- "так что не могли не дивиться чрезвычайным его успехам" — придаточное предложение, где "не могли не дивиться" — сказуемое, "чрезвычайным его успехам" — дополнение.
- Подчеркните в тексте производные предлоги.
В тексте производные предлоги: "в течение", "впоследствии".
- Выполните морфологический разбор 2 предлогов (по выбору).
1) "В течение" — производный предлог, образованный от существительного "течение" с предлогом "в". Используется для указания временного промежутка.
2) "Несмотря на" — производный предлог, образованный от деепричастия "несмотря" и предлога "на". Используется для указания уступительных отношений.